Терапевтическая, хирургическая помощь прикрепленному населению:

(017)379-59-00 – взрослому населению

(017)379-38-63 – детскому населению

Платные услуги:

(017)379-50-46 – ортопедия/ортодонт с 14 лет

(017)379-74-17 – взрослому населению

(017)379-74-17 – детская терапия

Платные услуги

Официальный комментарий к постановлению Министерства здравоохранения от 16 октября 2025 г. №153: в соответствии со статьей 57 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» изменены подходы к прохождению интернатуры.

В документе дано четкое определение, что интернатура – это трудовая деятельность врача-интерна, провизора-интерна, получивших высшее медицинское, фармацевтическое образование, а также лиц, не имеющих указанного образования, за исключением категорий лиц, которым Министерством здравоохранения предоставлено право сдачи квалификационного экзамена без прохождения интернатуры. Интернатура направлена на углубление знаний и приобретение практических навыков для последующей самостоятельной трудовой деятельности в качестве врача-специалиста, провизора-специалиста.

В документе установлен перечень специальностей интернатуры и соответствующих квалификаций

Определены (актуализированы) категории лиц:

которые проходят интернатуру;

которым предоставлено право сдачи квалификационного экзамена без прохождения интернатуры;

которые возмещают медуниверситету расходы по организационно-методическому обеспечению интернатуры и (или) проведению квалификационного экзамена;

которые освобождаются от возмещения расходов по организационно-методическому обеспечению интернатуры и (или) проведению квалификационного экзамена.

Также утверждены:

Положение о прохождении интернатуры – в документе разъяснен порядок организации и прохождения интернатуры, осуществления организационно-методического обеспечения интернатуры, порядок и условия сдачи квалификационного экзамена,

Положение о возмещении расходов – здесь даны разъяснения о порядке и случаях полного возмещения учреждению образования расходов по организационно-методическому обеспечению интернатуры и (или) проведению квалификационного экзамена.

В Положении о прохождении интернатуры даны основополагающие понятийные термины, в том числе по организационно-методическому обеспечению интернатуры, а также всесторонне определены мероприятия, включающие организационно-методическое обеспечение интернатуры. Установлены цели и задачи прохождения интернатуры, а также сроки ее прохождения.

В постановлении впервые заложена норма, что координацию деятельности медуниверситетов по вопросам прохождения интернатуры, осуществляет Центр профессиональной подготовки в интернатуре и клинической ординатуре Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения Белорусского государственного медицинского университета. Данный центр необходим для осуществления общей координации всех медуниверситетов и унификации организационно-методического обеспечения интернатуры со стороны медуниверситетов.

Отметим, что в 2025 году к прохождению интернатуры приступило 2 тыс. 510 человек. Развитие межрайонных центров и модернизация парка медоборудования (внедрение высокотехнологичного оборудования КТ (за три года установлено 170 КТ с высокой разрешающей способностью в 132 среза против 64, которые были установлены до 2020 г.), внедрено 64 МРТ, во всех регионах установлено более 25 линейных ускорителей для врачей-онкологов (до 2020 г. линейные ускорители были в Могилевской, Гомельской областях и г.Минске), требует дополнительной подготовки врачей-интернов, в том числе в части организационно-методического обеспечения. Ежегодно растет количество иностранных граждан, желающих пройти интернатуру.

Впервые упорядочены подходы к разработке программной документации интернатуры и ее содержанию, а также алгоритм составления индивидуального плана врача-интерна, провизора-интерна.

Также нормативно закреплено, что в индивидуальные планы врача-интерна включен перечень диагностических и лечебных манипуляций, подлежащих обязательному освоению в государственных организациях здравоохранения республиканского, областного (городского) и межрайонного уровней оказания медпомощи. Освоение этих практических навыков позволит врачу-интерну получить комплексную подготовку и овладеть системой профессиональных компетенций, необходимых для последующей самостоятельной профессиональной деятельности.

В случае, если база интернатуры не совпадает с первым рабочим местом врача-специалиста, в индивидуальные планы врача-интерна включается не менее 160 часов практической подготовки на базе той организации здравоохранения, куда он направлен на работу как молодой специалист.

Пересмотрены и ужесточены критерии, предъявляемые к базам интернатуры.

Справочно: действующим законодательством было предусмотрено, что критериями базы интернатуры являются наличие в штате врачей-специалистов, провизоров-специалистов, имеющих стаж работы по специальности интернатуры не менее пяти лет, первую или высшую квалификационные категории по квалификации «врач»; наличие структурных подразделений, профиль которых соответствует специальности интернатуры, в том числе наличие аптек первой и (или) второй категорий.

Вместе с тем, Главой государства 23 мая 2023 г. в рамках совещания по актуальным вопросам здравоохранения был отмечен недостаточный уровень подготовки молодых врачей-специалистов, особенно хирургического профиля. На совещании было подчеркнуто отсутствие у части молодых специалистов навыков и компетенций по самостоятельному выполнению хирургических вмешательств и анестезиологических пособий, не владение в полной мере навыками оказания неотложной помощи, легочно-сердечной реанимации и др. Данные выводы были сделаны на основании информации, предоставленной по результатам работы межведомственной рабочей группы по проверке системы здравоохранения, созданной распоряжением Президента.

Закреплено право для лиц, получивших высшее образование в заочной форме получения образования за счет средств юрлиц, работающих у этих юридических лиц по специальности, соответствующей специальности подготовки в медуниверситете, прохождения интернатуры (в порядке исключения по согласованию с Минздравом) в организации по месту работы при условии соответствия данной организации критериям, предъявляемым к базам интернатуры.

Справочно: данная норма актуальна для лиц, прошедших подготовку в медуниверситетах по специальности «Фармация» в заочной форме, которые на период обучения продолжали работать в аптечной сети на должностях средних фармработников.

Положением о прохождении интернатуры впервые определен порядок организационно-методического обеспечения интернатуры и порядок направления врача-интерна, провизора-интерна с базы интернатуры в медуниверситет, с которым заключен договор на организационно-методическое обеспечение интернатуры, иные организации для прохождения индивидуального плана врача-интерна, провизора-интерна.

Закреплены основные подходы к определению специальности интернатуры в зависимости от специальности высшего образования.

Предоставлена возможность и определены условия изменения специальности интернатуры, не соответствующей профилизации с углубленным изучением определенных учебных дисциплин на выпускном курсе подготовки по указанным специальностям (т.е. профилю субординатуры).

Такое решение будет приниматься медуниверситетом с учетом рекомендаций Минздрава, главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минского городского центра гигиены и эпидемиологии.

Четко разграничены и определены функции руководителя базы интернатуры и руководителя интернатуры. Закреплено, что общее число врачей-интернов, провизоров-интернов, которые могут быть закреплены за одни руководителем интернатуры, не должно превышать четырех независимо от специальности интернатуры.

Урегулирован порядок направления врача-интерна, провизора-интерна для прохождения текущей и итоговой аттестации, участия в иных мероприятиях в рамках организационно-методического обеспечения интернатуры, а также направления врача-интерна или провизора-интерна в иную организацию:

 

  • для прохождения отдельных разделов индивидуального плана по смежным специальностям на иные базы интернатуры, обладающие необходимыми ресурсами;

  • для выполнения практической работы (стажировки) – в государственные организации здравоохранения областного (городского) и республиканского уровней оказания медпомощи;

  • для освоения диагностических и лечебных манипуляций – в организации здравоохранения межрайонного уровня оказания медпомощи;

  • в организацию здравоохранения, куда врач-интерн распределен (направлен на работу) как молодой специалист, осуществляется на основании графика, установленного индивидуальным планом врача-интерна, провизора-интерна.

 

Определены случаи изменения базы интернатуры и (или) специальности интернатуры в период прохождения интернатуры, а также порядок рассмотрения вопроса об изменении базы интернатуры и (или) специальности интернатуры в период прохождения интернатуры.

Пересмотрены подходы к прохождению текущей и итоговой аттестации (проведению квалификационного экзамена).

Текущая аттестация будет проводиться медуниверситетами, с которыми заключен договор на организационно-методическое обеспечение интернатуры. Порядок проведения текущей аттестации определяется медуниверситетом. Конкретные сроки и формы проведения текущей аттестации определяются методическим руководителем интернатуры.

Определено, что врачи-интерны, провизоры-интерны, не прошедшие текущую аттестацию в установленные сроки по причине получения неудовлетворительной отметки или неявки, проходят ее в иные сроки, определяемые методическим руководителем интернатуры.

Определен порядок проведения итоговой аттестации, ее цели, сроки и формат проведения – в виде квалификационного экзамена, а также урегулирован сам порядок проведения квалификационного экзамена. Предусмотрено три этапа:

 

  • компьютерное тестирование,

  • оценка практических навыков (умений) в симуляционных условиях, 

  • устное собеседование.

 

Разработаны требования и порядок проведения квалификационного экзамена для каждого этапа, отведенный на каждый этап временной промежуток. Определены разработчики тестовых заданий для компьютерного тестирования и заданий ситуационных задач, а также требования, предъявляемые к их содержанию.

Справочно: практический этап квалификационного экзамена заключается в оценке уровня овладения практическими навыками.

В оценке уровня овладения практическими навыками используется мировой подход – объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) в симуляционных условиях, который обеспечивает возможность продемонстрировать не только техническое выполнение конкретного навыка, но и смоделировать конкретную ситуацию, в том числе в командной работе, работе при возникновении осложнений, стрессовых условий и др.

При применении ОСКЭ экзаменуемые последовательно перемещаются по серии станций с ограниченным временем пребывания с целью оценки их профессиональной деятельности в смоделированных условиях. Для оценки знаний и навыков применяется стандартизированная шкала оценки (чек-лист), которая позволяет оценить именно деятельность самого экзаменуемого, и исключающая влияние мнения экзаменатора-эксперта на оценку результата.

Установлено, что собеседование проводится в формате беседы экзаменаторов с врачом-интерном, провизором-интерном, лицом, который имеет право на сдачу квалификационного экзамена без прохождения интернатуры, без подготовленных классических билетов, в течение которой экзаменуемый демонстрирует знание законодательства и нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, основных показателей деятельности здравоохранения, владение клиническими протоколами диагностики и лечения, также предлагается решение не менее двух ситуационных задач.

Основная цель квалификационного экзамена не оценка базовых академических теоретических знаний об этиологии, патогенезе, классификации, клинике заболеваний, лекарственном обеспечении населения, а готовность врача-интерна, провизора-интерна, а также лиц, проходящих квалификационный экзамен без прохождения интернатуры, к самостоятельной профессиональной деятельности в должности врача-специалиста, провизора-специалиста.

Определен алгоритм оценивания результатов квалификационного экзамена и вынесения предложений по его итогам:

 

  • присвоить врачу-интерну, провизору-интерну, заявителю квалификацию врача-специалиста, провизора-специалиста и выдать сертификат о прохождении интернатуры и (или) сдачи квалификационного экзамена;

  • отказать в присвоении врачу-интерну, провизору-интерну, заявителю квалификации врача-специалиста, провизора-специалиста и выдаче сертификата о прохождении интернатуры и (или) сдачи квалификационного экзамена.

 

Положением о возмещении расходов конкретизированы случаи возмещения медуниверситету расходов по организационно-методическому обеспечению интернатуры. Разработан порядок информирования медуниверситета, с которым заключен договор на организационно-методическое обеспечение интернатуры, о возникновения случая возмещения расходов. Определены сроки и порядок проведения расчета суммы расходов, подлежащих возмещению.

Пресс-служба Министерства здравоохранения

Задать вопрос специалисту

Ваше сообщение принято.
Ответ будет направлен на электронную почту или размещен на сайте

Заполните
все необходимые поля